Однорельсовая железная дорога, упрощенно – монорельс, является одним из сегментов транспорта на рельсах, где используется лишь одна несущая балка (швеллер). Здесь важно не путать её с современными поездами - монорельсами, построенными на базе технологии электромагнитного подвеса.
В монорельсовом транспорте есть целый набор самых разных разновидностей, каждая из которых имеет свои технологические особенности. Вот лишь некоторые из них, наиболее распространенные для монорельса: с электрическим приводом, с двигателем внутреннего сгорания, с воздушно-реактивным двигателем, с линейным электрическим приводом, навесной или подвесной подвижной состав. К этому можно добавить различия в конструкциях опорно – ходового раздела (колесные, пневматические, с магнитной подвеской, на скользящих опорах). Есть и другие отличия.
Различна и сфера применения монорельса. Если одни его виды используются в развлекательных парках отдыха, с экскурсионными целями, в составе метрополитена и для перевозок пассажиров в аэропорты, то другие выполняют функции городского общественного транспорта.
Немного истории
Считается, что прототипом всех монорельсов является изобретение уроженца подмосковного села Мячково (Россия) инженера Ивана Эльманова в 1820 году. Ему удалось отстроить «дорогу на столбах», где по верхнему продольному брусу катились вагонетки за счет лошадиной тяги. Однако, этот замысел «транспорта будущего» не получил в России должного понимания и не был поддержан.
Вместе с тем, уже в 1821 году Генри Палмер (Великобритания) построил и запатентовал весьма схожую по своим параметрам дорогу. И тоже на конной тяге. Через четыре года им был осуществлен проект, получивший название «Чешунтский путь на конной тяге», который и стал официальным началом мировой истории монорельса.
С появлением металлоконструкций различного профиля и легкого электропривода началась новая «эра» развития монорельса. В 1887 году в городе Гринвилль (район Нью-Джерси, штат Южная Каролина, США) был построен опытный участок подвесной дороги. В 1894 году Ойген Ланген представил проект монорельсовой дороги между городами Бармен и Эльберфельд (Германия). В 1897 году русский инженер Ипполит Романов провел в Русском техническом обществе презентацию действующей модели электро монорельса. А в 1899 году на её основе была построена знаменитая «Гатчинская дорога»…
В 1901 году состоялось официальное открытие монорельсовой дороги («швебебана»), построенной по проекту О. Лангена. Она и вошла в историю как первый монорельс, введенный в эксплуатацию в составе городского общественного транспорта городов Бармен и Эльберфельд, вошедших позже в город Вупперталь.
Справочно: Вупперталь (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) основан в 1929 году путем слияния сразу нескольких независимых городов: Бармен, Эльберфельд, Ронсдорф, Кроненберг, Фоовинкель, Лангерфельд, Бейенбург.
Монорельс в Вуппертале, по праву считающийся старейшей в мире «железной дорогой» подвесного типа, исправно действует и поныне в системе общественного транспорта города. Понятно, уже в современном оформлении. Подробнее об этом в видео сюжете.
Внимательный зритель, конечно же, обратит внимание на некоторые неточности не принципиального характера, допущенные автором видео повествования. В частности, утверждение о том, что подвесной монорельс в системе общественного транспорта в Вуппертале – единственный в своем роде на земле. Это не так. Они есть в Китае и Японии на системе подвеса. И тоже в системе городского общественного транспорта.
Другое дело, что в этих странах, равно как и в США, ОАЭ, Великобритании, в Ирландии, России, Канаде, Малайзии и многих других странах в подавляющем большинстве случаев монорельс не подвесной, а с навесным подвижным составом. Что и отличает эту систему от монорельса в Вуппертале.
Впрочем, эти мелочи не мешают насладиться мастерством автора и панорамными видами города, узнать тонкости и историю старейшего в мире монорельса.
Фото и видео: Artur Kupriichuk