Комнаты, места и квартиры в Берлине. Жильё в Берлине 2024
26927

«Окно» в Россию: заботы консульские

Завершается 2016-й год. Как прожили россияне и соотечественники это важное и значимое время? Решились ли их жизненно важные гражданские и социальные вопросы, реализовались ли их чаяния? «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - эта известная всем нам поэтическая строка Н.А.Некрасова как никогда стала актуальной в наши дни. Как стать гражданином Российской Федерации, какие обязанности и права он имеет, можно ли иметь двойное гражданство, какова процедура оформления гражданства детям, почему возник такой огромный интерес к российскому гражданству в последнее время, как получить визу в Россию, «горячие» вопросы по пенсиям – это лишь часть тем, которые мы обсудили с заведующим консульским отделом Посольства России в Германии К. А. НЕФЁДОВЫМ.

«Окно» в Россию: заботы консульские

Константин Александрович родился в Екатеринбурге в 1973 году, окончил школу с углублённым изучением немецкого языка, имеет два высших образования. В системе МИД России работает с 1997 года, занимал различные дипломатические должности в России и за рубежом. В 2009-2014 годах был заместителем заведующего консульским отделом Посольства России в Швейцарии. Имеет дипломатический ранг советника 1 класса.

Первое, что бросилось в глаза – никакой очереди перед входом в здание консульского отдела, никакой толчеи перед окнами оформления и выдачи документов, рабочая атмосфера в зале приема граждан. А ведь ещё недавно всё было совсем по-другому. Люди приезжали ранним утром из других городов, да и из Берлина, занимали очереди с 5 утра и записывались в списки… Как удалось исправить ситуацию?  

К.НЕФЁДОВ: Вы знаете, меня тоже удивило, когда я, начав работу в Берлине полгода назад, увидел такое проявление «синдрома очереди». Наверное, люди по психологической привычке прошлых лет, но без всякой теперь необходимости, приезжают ранним утром и занимают очередь. Официально заверяю, что абсолютно все лица, обратившиеся в консульский отдел в приемное время, получат ту или иную государственную или консульскую услугу, даже те, кому не хватило талонов на прием. Для удобства граждан и в целях уменьшения времени обработки документов практически по всем вопросам созданы интернет-сервисы – то есть специальные страницы Консульского департамента МИД России в сети интернет, позволяющие предварительно заполнять заявления, доверенности, анкеты на паспорта и даже справки по пенсионным вопросам. Гражданин может сам внести необходимые сведения с помощью этих сервисов, распечатать документ, принести его в консульский отдел и передать консульскому должностному лицу, которое проверит правильность заполнения и, в случае необходимости, в электронную версию документа внесет правки, распечатает окончательный вариант документа и передаст заявителю на подпись.

Значительно упростилась процедура постановки на учет и снятия с консульского учета – гражданину не нужно сначала являться к нам и подавать заявление на снятие с учета, а потом идти в другое консульское учреждение по новому месту жительства в Германии. Это можно сделать в одном консульском учреждении.

Какова структура российской консульской службы в Германии, с какими германскими структурами Вам приходится взаимодействовать?

К.НЕФЁДОВ: В Германии действует пять генеральных консульств России – в Бонне, Гамбурге, Лейпциге, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне, а в структуре Посольства – консульский отдел, в котором работают 7 опытных дипломатов и высокопрофессиональный коллектив административно-технических сотрудников.

К консульскому округу Посольства России в Германии относятся четыре федеральные земли: Берлин, Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания и Саксония-Анхальт. Так что в нашей ежедневной работе нам приходится взаимодействовать с германскими властями не только на федеральном, но и на земельном уровне. В первую очередь речь идет о МИД Германии, миграционных органах, а также полиции, таможне, пограничной службе. У нас есть контакты в аэропортах, учреждениях здравоохранения. Это особенно важно в случаях возникновения в Германии чрезвычайных ситуаций. К сожалению, недавно мы стали свидетелями чудовищной трагедии на Рождественской ярмарке в Берлине. Сразу после происшедшего мы связались с МИД Германии и полицией. По состоянию на сегодня среди пострадавших российских граждан нет.

Кроме того, за непродолжительное время работы в Берлине удалось установить контакты с коллегами из других посольств, в первую очередь консульскими должностными лицами дипмиссий стран-участниц Евразийского экономического союза, СНГ, ЕС.

Германия – страна сложная, но между нами тысячу лет общей истории и культуры. Ощущается ли это Вами в повседневной консульской работе?

К.НЕФЁДОВ: Разумеется, работа в Германии – не из простых. Постоянно приходится сталкиваться с большим количеством проблем наших сограждан, защищать их права и интересы, оказывать содействие в решении тех или иных сложных ситуаций. Достаточно сказать, что только на учете в консульском отделе в Берлине состоит 56 тыс. человек. Уже эта цифра отражает масштабы нашей деятельности.

Статистические данные о количестве виз, выданных нами иностранным гражданам, свидетельствуют о росте интереса к России. Если в 2015 году мы попали в так называемую «визовую яму», когда Посольством было выдано всего 59 тысяч виз, то по итогам 2016 г. у нас зафиксирован рост – 62,5 тысячи виз. Особенно радует, что увеличивается число людей, стремящихся в Россию с частными, деловыми и туристическими целями. Но далеко не всё удаётся. Нашими западными партнерами полностью свернута работа по подготовке соглашения о безвизовом режиме поездок граждан наших стран. Но мы остаёмся оптимистами. Уверены, что придёт время, когда мы преодолеем разногласия, и безвизовый въезд в Евросоюз для россиян станет реальностью.

Продолжая визовую тематику, хотели бы задать следующий вопрос: почему иностранцам приходится обращаться в коммерческие структуры, чтобы получить визу? Разве российские консульские учреждения не справляются с потоком желающих поехать в Россию?

К.НЕФЁДОВ: Российские консульские загранучреждения в Германии обрабатывают все поступающие заявления иностранных граждан, желающих посетить Россию. Решения о выдаче виз принимаются в установленные российским законодательством сроки с учетом требований реализации двустороннего соглашения между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз. Что касается Российских визовых центров, то они созданы в порядке реализации утвержденной Президентом Российской Федерации концепции формирования визового контура государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с целью совершенствования качества обслуживания иностранных граждан.

Взаимодействие визовых центров и российских консульских загранучреждений позволило сократить время при подаче документов и в целом повысило качество обслуживания заявителей. Отлаженный механизм функционирования Визовых центров, современная материально-техническая база, использование системы «одного окна», комфортные помещения приемных залов создают максимально благоприятную обстановку при подаче документов и в ходе процедуры оформления российских виз. При этом практика так называемого «визового аутсорсинга» характерна для многих стран. Так, например, граждане России, намеревающиеся посетить страны Шенгенского пространства, в том числе и Германию, также обращаются в визовые центры стран-членов ЕС, расположенные в России. Открытие Российских визовых центров – это, с одной стороны, веяние времени, а с другой – соблюдение принципа взаимности. Вместе с тем, за заявителями сохраняется право обращаться в российские консульские загранучреждения без использования услуг визовых центров. Для этого в консульских учреждениях создана электронная запись на прием по визовым вопросам с помощью соответствующего интернет-сервиса.

Некоторые иностранные граждане предпочитают обращаться за визой в туристические фирмы или так называемые «сервисные бюро» разного рода, которые являются, по сути, посредниками. Как показывает практика, это не только не ускоряет, но и наоборот затягивает процесс получения российской визы, а порой влечет за собой дополнительные расходы заявителя. Но иностранные граждане вправе сами выбирать, куда обращаться за визой.

Недавно прошли выборы в Госдуму VII созыва. Их проведению здесь, в Германии, отдано немало сил и трудов. Надо сказать, что в этот раз всё было организовано чётко и впервые наши соотечественники показали высокую политическую активность.

К.Нефёдов: Действительно, российские граждане, постоянно проживающие и временно находящиеся в Германии, проявили высокую гражданскую сознательность, приняв активное участие в состоявшемся 18 сентября 2016 года голосовании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. Однако явка избирателей была все же заметно ниже общероссийских показателей. В свете предстоящих в марте 2018 года выборов Президента Российской Федерации можем заверить читателей в том, что российские загранучреждения приложат все усилия, чтобы обеспечить возможность как можно большему числу россиян реализовать свое конституционное право на участие в выборах главы государства.

Вопрос, волнующий многих наших читателей, которые проживают в Германии и имеют тесные родственные, социальные и экономические связи с Россией. Они спрашивают, есть ли возможность сохранить российское гражданство, приобретая немецкое? Многие не хотят лишаться российского гражданства. В каких случаях оно всё-таки может быть сохранено? Бывают ли исключения? Сколько в Германии людей, имеющих двойное гражданство? В связи с чем немецкая сторона стала требовать при оформлении немецкого гражданства отказ от российского?

К.Нефёдов: В федеральном законе Германии «О гражданстве» содержится требование об отказе от имеющегося иностранного гражданства в случае приобретения совершеннолетним иностранным гражданином германского гражданства. Таким образом, вопрос о возможности сохранения российского гражданства претендентами на получение гражданства ФРГ находится исключительно в компетенции уполномоченных органов власти Германии.

На практике двойным гражданством в Германии могут обладать несовершеннолетние при условии, что один из их родителей является гражданином ФРГ, а также поздние переселенцы, супруги и потомки поздних переселенцев, беженцы или изгнанные лица немецкой национальности, иммигрировавшие в Германию после 31 декабря 1937 г., их супруги и дети, а также лица, лишенные германского гражданства в период с 30 января 1933 г. по 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным причинам, их супруги и дети, граждане ФРГ, приобретающие иностранное гражданство, при условии наличия у них разрешения компетентного органа Германии (так называемое разрешение «Beibehaltungsgenehmigung»), если это позволяет законодательство другой страны.

Почему, на Ваш взгляд, вопросы российского гражданства приобрели такую остроту? Ведь ещё недавно к этой проблеме не было никакого интереса?

К.Нефёдов: Наши данные показывают, что в так называемых смешанных семьях, где лишь один из родителей является гражданином России, на протяжении последних нескольких лет проявляется интерес к реализации права на оформление детям российского гражданства. Другое дело, что в последнее время, возросло число тех граждан России, которые на протяжении длительного периода, а порой вообще ни разу, не обращались в российские консульские учреждения по вопросу оформления заграничного паспорта.

Российское законодательство, в частности Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, а также Административный регламент МИД России по оформлению заграничных паспортов, содержит требование, согласно которому в случае отсутствия у заявителя действительного заграничного или «внутреннего» паспорта необходимо проведение проверки наличия российского гражданства посредством направления запросов консульскими загранучреждениями в миграционные подразделения МВД России по месту жительства лица до выезда на постоянное жительство за границу. Зачастую консульства становятся заложниками ситуации, когда невозможно определить принадлежность к российскому гражданству в связи с отсутствием данных о регистрации заявителей по месту жительства на территории России из-за того, что упомянутая информация просто не сохранилась в архивах миграционных подразделений. В связи с этим вынести мотивированное заключение о наличии у заявителя российского гражданства оказывается невозможно. В подобных случаях единственной возможностью установить факт проживания на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 г., то есть дату вступления в силу Закона «О гражданстве Российской Федерации», является вынесение соответствующего решения российским судом по иску заявителя.

Известно, что в России разработана целая программа помощи тем, кто хочет вернуться на Родину. Действует ли она реально? В чём её суть? Сколько людей по этой программе уже перебрались в Россию? Из СМИ известно, что, в частности, многие русские немцы хотят вернуться, например, в Крым, и организовать там крупные сельхозпредприятия. Как Россия помогает этим людям?

К.Нефёдов: Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках и на условиях Государственной программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.

В Госпрограмме могут принимать участие не только соотечественники, планирующие устроиться на определенную вакансию на территории России, но и те из них, кто собирается продолжить свое образование, заняться бизнесом, сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством, завести личное подсобное хозяйство либо осуществлять иную не запрещенную российским законодательством деятельность. На практике региональные органы власти, уполномоченные на принятие решений о соответствии заявителя критериям региональных программ, в первую очередь оценивают привлекательность кандидата в связи с наличием у него трудовой специальности, востребованной на рынке труда конкретного субъекта Федерации.

Основные регионы, которые выбирают соотечественники, проживающие в Германии, для участия в госпрограмме – Омская область, Новосибирская область, Калининградская область, Алтайский край, Челябинская область. Всего по Германии в 2016 года принято около двухсот заявлений об участии в госпрограмме, из них практически по каждому второму принято положительное решение. Основные причины решений об отказе в участии – несоответствие требованиям региональных программ субъектов Российской Федерации, отсутствие на рынке труда подходящих вакансий, возможностей для обустройства, отсутствие у заявителей необходимой квалификации и уровня образования. Следует учесть, что консульские учреждения уполномочены на обработку и отправку заявлений территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, которые в свою очередь принимают решения о целесообразности участия в Госпрограмме того или иного кандидата.

К сожалению, вынужден сообщить, что Республика Крым и Севастополь на данный момент не принимают участие в реализации Госпрограммы наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, то есть переехать туда по этой программе нельзя.

Вопрос о пенсиях: россияне, проживающие в Германии буквально «стонут» от того, что процесс получения заработанных ими пенсий на Родине так сложен. В последнее время пенсионные документы (справки о том, что люди живы) посылаются в Россию по электронной почте. Это было сделано для ускорения начисления пенсий. На деле это нисколько не улучшило положение дел, а во многих случаях резко ухудшило. Российские пенсионеры в Германии по несколько месяцев остаются вообще без средств, поскольку не могут представить в немецкие социальные ведомства справок о своих доходах на Родине. История эта длится уже не один год. Знает ли об этом консульский отдел, и будут ли приняты какие-нибудь меры для решения этой проблемы?

К.Нефёдов: Давайте, прежде всего, отделим зерна от плевел. Оформление акта о личной явке в консульских учреждениях и аспекты практической деятельности Пенсионного фонда России – не одно и то же. В первом случае речь идет о документе, необходимом для продолжения выплаты пенсии российским гражданам в соответствующий период, проживающим за пределами Российской Федерации. Этот документ оформляется в консульских учреждениях Российской Федерации бесплатно, при этом достаточно оперативно и удобно для пожилых людей.

Как Вы правильно заметили, акт направляется консульским отделом в Пенсионный фонд России по электронным каналам связи (при этом непосредственно в день обращения заявителя в консульское учреждение он поступает в Пенсионный Фонд России). Срок действия акта о личной явке – один календарный год. Для обеспечения непрерывности выплаты пенсии допускается обращаться за новым актом до того, как истекут 12 месяцев с момента предыдущего оформления акта. В случае несвоевременного подтверждения факта нахождения гражданина в живых выплата пенсии через Пенсионный фонд России приостанавливается и возобновляется только при последующем представлении документа.

Консульский отдел прилагает максимальные усилия, чтобы у российских пенсионеров процесс оформлением данного документа протекал безболезненно. В период с декабря по февраль, когда традиционно увеличивается поток граждан пенсионного возраста (порядка 8 тыс. человек), обращающихся за актом о личной явке, нами принимаются соответствующие меры. Например, в случае необходимости в зале приема граждан открываются дополнительные окна по пенсионным вопросам. Это способствует сокращению времени ожидания. Хочу повторить, что вопреки устоявшемуся мнению очереди уже остались в прошлом. Для оформления акта о личной явке гражданам Российской Федерации следует обращается в консульский отдел Посольства России в Германии в окно № 5 в приемное время с 09:00 до 13:00 имея при себе действующий загранпаспорт гражданина Российской Федерации. При этом пенсионерам приходить заранее и занимать очередь в консульский отдел с раннего утра не имеет никакого смысла, так как для них работает отдельное окно.

И еще на что хотелось бы обратить внимание - адрес постоянного места жительства российского гражданина в Германии и наименование территориального органа Пенсионного фонда России для получения пенсии (например, Отделение ПФР по Свердловской области, Отделение ПФР по Республике Башкортостан) заносятся консульским должностным лицом в акт о личной явке со слов заявителя. Во избежание возможных ошибок при оформлении акта для подтверждения сведений рекомендуется предъявлять документы, выданные германскими органами власти, удостоверяющие личность гражданина (Personalausweis или Aufenthaltstitel) и подтверждающие адрес места регистрации в Германии (Meldebestätigung).

Что касается второго вопроса, то консульские учреждения, к сожалению, лишены возможности как-то влиять на разрешение возможных проблем со сроками выплаты, размером пенсий в иностранной валюте, задержками в выплате и так далее. Подобные вопросы находятся исключительно в компетенции Пенсионного фонда России как органа, уполномоченного в соответствии с российским законодательством, решать практические вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Вопрос, который, кажется, не отделим от предыдущего, но, как ни странно, никогда не поднимается. Речь идёт о пенсиях для иммигрантов, приехавших в Германию по еврейской линии. Напомним, что эти люди приехали сюда по приглашению немецкого правительства и в результате решений, принятых по итогам Второй мировой войны. Однако, почему-то их трудовой стаж вообще не учитывается немецкими структурами. А Россия отстранилась от этой проблемы. Если мы говорим о правовом государстве, как в России, так и в Германии, то почему эти люди фактически унижены и оставлены без соответствующего внимания? Многие из них ещё помнят времена концлагерей или же это дети тех, кто прошёл и погиб на войне за общую Победу, за Победу над нацизмом…

К.Нефёдов: Действительно, многолетний профессиональный стаж лиц еврейской национальности (хотел бы отметить - не только их), проживавших до переселения в Германию в других странах, не учитывается германской пенсионной системой, так как в соответствии с законодательством, право на достойную пенсию в Германии имеют лишь те, кто работал и соответственно вносил пенсионные взносы, причем в течение продолжительного периода времени. Вы совершенно правильно заметили, что мы говорим о правовом государстве в Германии и России. Из этого следует необходимость действовать в рамках правового поля. Внесение соответствующих поправок в германское пенсионное законодательство является прерогативой германских органов власти, в первую очередь - парламента, который избирается народом и, соответственно, представляет интересы всех германских граждан, в том числе еврейских иммигрантов.

При этом хотел бы еще раз отметить, что Россия продолжает пенсионные выплаты своим гражданам, проживающим в Германии. Вопрос об «отстранении» России от проблемы улучшения социальной и экономической ситуации еврейских иммигрантов - граждан Германии, которая может быть предметом исключительно внутригерманской политической дискуссии, считаю некорректным.

Есть ли коренные немцы, которые хотели бы получить и уже получили российское гражданство? На «нашем журналистском веку» мы встречали такого человека. Он уже почти десять лет живёт в Москве и не хочет возвращаться в Германию. Поменял не только место жительства, но и веру. Президент России В.В.Путин в последнее время «даёт» российское гражданство исключительным личностям. А консульское учреждение может решить такой вопрос?

К.Нефёдов: Российские консульские загранучреждения в Германии не располагают данными о количестве граждан ФРГ, родившихся на территории Германии, так называемых «коренных немцев», принятых в гражданство Российской Федерации на территории России в общем порядке. Думаю, что речь все же идет, как Вы отметили, о единичных случаях.

В соответствии с действующим российским законодательством оформление гражданства Российской Федерации совершеннолетними иностранными гражданами возможно при условии отказа от имеющегося гражданства и при постоянном проживании в России в течение определенного периода времени, по общему правилу – в течение 5 лет. Данный срок может быть сокращен в отношении носителей русского языка при условии наличия вида на жительство в России, для получения которого необходимо предварительно оформить разрешение на временное проживание, а также лиц, родившихся на территории РСФСР, имевших гражданство СССР. Единственная категория иностранных граждан, имеющая право подать заявление о приеме в российское гражданство в российских консульских учреждениях, - это лица, имеющие хотя бы одного из родителей – гражданина Российской Федерации, постоянно зарегистрированного по месту жительства на территории России. В данном случае условие о необходимости отказа от имеющегося гражданства сохраняется.

Обращаются ли к Вам люди, живущие здесь, с украинским гражданством? Чем и в каких вопросах могут помочь консульские должностные лица таким людям? Не секрет, что в Германии находится немало украинских беженцев.

К.Нефёдов: Можно смело утверждать, что подобных обращений по всем российским консульским учреждениям в Германии насчитывается не более ста в год, при этом большинство заявителей – это как раз граждане Украины, чьи родители проживают в Крыму, а также граждане стран СНГ.

Граждане Украины, которые были постоянно зарегистрированы на территории Республики Крым или Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, были признаны гражданами Российской Федерации. Для подтверждения данной информации указанной категории украинских граждан необходимо обращаться лично в консульские учреждения России на территории Германии для проведения в отношении них проверки наличия российского гражданства.

Что Вы планируете улучшить или изменить в работе консульского отдела в наступающем 2017 г.?

К.Нефёдов: Жизнь не стоит на месте. Все развивается и совершенствуется. Это касается и консульской службы. Вносятся изменения и дополнения в законодательство, регулирующее оказание консульских услуг российским и иностранным гражданам.

На мой взгляд, главное, над чем мы работали в 2016 году – это всемерное развитие возможностей подготовки документов в электронном виде для оказания государственных и консульских услуг. Стремимся совершенствовать работу по системе «одного окна». В этом году мы начали оказывать такую услугу, как пересылка экспресс-почтой новых готовых российских паспортов. Пока ещё не все готовы к дополнительным расходам, ведь эта услуга оплачивается за счет заявителя. Но если посчитать, сколько, стоит дорога, скажем, из Шверина или Ростока в Берлин и обратно, то получается заметная экономия. О своем желании получить паспорт по почте гражданин должен заявить при подаче заявления на его оформление.

В ближайшей перспективе мы планируем улучшить условия приема граждан по консульским вопросам. Хотим превратить зал приема посетителей в современный многофункциональный консульский центр и надеемся, что в 2017-2018 годах будет проведена реконструкция помещений консульского отдела.

«Окно» в Россию: заботы консульские

Это интервью проходит в канун новогодних праздников, и я хотел бы воспользоваться этой возможностью и поздравить всех читателей сайта BERLIN24.RU, всех граждан России, наших соотечественников с наступающим Новым 2017 годом и Рождеством. Желаю здоровья, счастья, радости. Пусть в каждой семье царит согласие и благополучие!

Беседу вели: Галина Ермонская и Мария Ермонская

Другие статьи автора:
Вакансии в Берлине. Работа в Берлине 2024
Русский (русскоговорящий) бухгалтер в Германии. Консультации по вопросам налогообложения во всех сферах налогового законодательства для предприятий и частных лиц в Германии.
Магазин ювелирных изделий и украшений в Берлине. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы и серебра оптом и в розницу в Германии.
Электронные визы в Россию 2024
Русские продукты в Европе. Заказать русские продукты в Европе