Реклама на сайте
Войти
Религиозное образование в формате факультатива…

Религиозное образование в формате факультатива…

27.05.2024 8080

По итогам совместного заседания членов Сената Берлина (Senat von Berlin) c представителями руководства Евангелической церкви Берлин-Бранденбург-Силезия Верхняя  Лужицы (EvangelischeKirche Berlin-Brandenburg-Schlesische Oberlausitz, EKBO) было принято согласованное решение о целесообразности введения до 2026 года в качестве нового факультативного предмета в школьные учебные программы – религиозного образования.

Практика его применения в формате уже обязательного образовательного учебного предмета в дальнейшем будет определяться наличием соответствующих положений в правовом аспекте, надлежащих педагогических программ, итогами «пробного периода» до 2026 года. «Стержневым» условием достижения намеченной цели является выявление и подготовка совместно с церковью компетентных, высококлассных кадров для данного рода педагогической деятельности.

И здесь выглядит не все так упрощенно. Так, например, по мнению сенатора по вопросам образования, молодежи и семьи Катарины Гюнтер – Вюнш (Katharina Günther-Wünsch) для разработки рамочной программы, прояснения должным образом многих юридических аспектов в этом плане и подготовки подобающего персонала для факультативного учебного предмета «Мировоззрения/религии» требуется значительное время.

Данный посыл достаточно понятен. Ведь здесь важно не нарушить весьма «тонкую грань»: между соотношением общего понимания «религии» и специальным, углубленным изучением современных религиозных практик. В этом случае принципиальное значение имеет преподавание общих знаний о религиях, а не их уставы и каноны исповеданий. Религиозный выбор должен совершаться постепенно,  осознанно, под влиянием семьи и домашнего воспитания.

Неопровержимый факт: во многих странах, где в общих школьных образовательных учреждениях преподают (чаще факультативно) предмет «мировые религии», учащиеся имеют возможность знакомиться с основными религиями, получают элементарные знания об их истории происхождения, об основных характерных особенностях вероучений, о значимости религий в разных культурах. Что, как показывает практика, оказывает позитивное воздействие на их «базовое» гуманитарное образование, помогает в общении со своими сверстниками самых разных вероисповеданий.

Это, в частности, подтверждается высказыванием и Правящего бургомистра Берлина Кая Вегнера (Regierender Bürgermeister von Berlin, Kai Wegner): «Религия – это не то, что разделяет, а то, что объединяет». По его мнению, «религиозное образование должно демонстрировать людям, особенно молодым, что в мире существует множество религиозных конфессий. Многие из которых представлены и в Берлине». 


Теги: Религиозное образование в Германии , Религиозное образование в Берлине , образование Германии , высшее образование в Германии , школьное образование в Германии , бесплатное образование в Германии , образование в Берлине , управление образования Германии , Институт образования Высшей школы экономики , обучение в Берлине , обучение в Европе , обучение в Германии , профессиональное обучение в Германии , Цифровое обучение в школах Германии , хорошие школы в Германии , Школы Берлина , русские школы в Берлине , русско-немецкие школы в Берлине , школы Берлина , немецкие школьники


Категории: Сегодня в новостях

Читайте также:

Совершенствование цифровой инфраструктуры в школах
Совершенствование цифровой инфраструктуры в школах

В декабре 2019 - январе 2020 года предполагается практическое осуществление распределения до 2024 года по федеральным землям Германии финансовых средств из государственного бюджета по т.н. «Цифровому Пакту для школ» (DigitalPakt Schule) в размере 5 млрд. евро. 

Повышенный спрос на учителей в Германии
Повышенный спрос на учителей в Германии

К 2030/2031 учебному году число учащихся в Берлине увеличится примерно на 25 000 человек и составит 372 280 школьников. Потребность в учителях возрастет на 2000 человек и составит 34 000 мест на полный рабочий день.

Рынок в сфере образования будет расширяться
Рынок в сфере образования будет расширяться

Сенат Берлина принял решение о дальнейшем развитии мероприятий на рынке образовательных услуг для молодежи на основе концепции, представленной сенатором по интеграции, труду и социальным вопросам Эльке Брайтенбах. Предложенные в ней меры призваны смягчить негативные последствия пандемии COVID 19 в этой сфере.

Экзамены будут. Но так ли все однозначно?
Экзамены будут. Но так ли все однозначно?

В начале апреля Профсоюз работников образования и науки выступил с предложением: в случае роста положительной динамики инфицированных COVID19 следует отказаться от проведения выпускных экзаменов в школьных учебных заведениях. 

Школьники и физическое развитие
Школьники и физическое развитие

По оценкам Управления Сената Берлина по вопросам образования, молодежи и семьи очень многие дети младшего школьного возраста в Берлине нуждаются в энергичном содействии в плане занятий спортом и физической культурой.  

В Германии требуются математики!
В Германии требуются математики!

В Германии началось осуществление образовательной программы «QuaMath – развитие качества преподавания и дополнительного образования по математике». Первопричиной её разработки и введения является явно неутешительное состояние дел в сфере подготовки по математике в школьных учебных заведениях.

Офис или производство?
Офис или производство?

Отдельные факторы отчетливо свидетельствуют о том, что в последнее время в среде молодых берлинцев превалирует тяга к профессиональному обучению, к работе на производстве.

Цифровое обучение в школах. Не так все просто
Цифровое обучение в школах. Не так все просто

5 млрд. евро из государственного бюджета получат федеральные земли Германии, в соответствии с принятым «Цифровым пактом школы» («Digitalpakt Schule»). Эти средства пойдут на установку в школах скоростного интернета, на приобретение интерактивных панелей (большой сенсорный экран, способный реагировать на прикосновение пользователем, обрабатывать получаемые команды, выводить на экран необходимые данные и сохранять изменения), а в отдельных случаях и на покупку планшетов.

БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО НЕПРОСТО!
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО НЕПРОСТО!

Более того, каждый третий учитель в Берлине считает, что его зарплата, профессиональный успех и признание не соответствуют его реальным усилиям. Многие учителя в Берлине также ожидают дальнейшее ухудшение своего профессионального положения. 

Caritas информирует
Caritas информирует

По данным исследований Caritas, ни в одной федеральной Земле Германии нет такого большого числа молодых людей, бросающих учебу в школах, как в Берлине. Понятно, они и не получают при этом аттестат о законченном общем среднем образовании. в 2017 году 11,7% выпускников школ в Берлине не имели аттестата о законченном общем среднем образовании. Хотя в 2015 году это было 9,3%. Этот же показатель в среднем по стране в 2017 году составил 6,9%, а двумя годами ранее 5,9% соответственно. В общей сложности это затронуло 52.000 молодых людей. 

74 млн. евро учащимся ВУЗов Берлина!
74 млн. евро учащимся ВУЗов Берлина!

Субсидии и гранты, выделяемые федеральной землей Берлин непосредственно Studierendenwerk Berlin, будут в среднем увеличены на 30% по сравнению с предыдущим подобным договором (2016 – 2019 годы) и составят в сумме 74 млн. евро. 

Завершился тест проекта «Digitale Drehtür»
Завершился тест проекта «Digitale Drehtür»

Тестовая недельная версия проекта с затейливым названием «Digitale Drehtür» («Цифровая крутящаяся дверь»), завершившаяся 22 января. Суть проекта – получение учениками дополнительных знаний на основе цифрового компонента по излюбленным для себя предметам...

Школьный звонок: запрещать или нет?
Школьный звонок: запрещать или нет?

Когда речь идёт о том, целесообразно ли разрешать детям пользоваться мобильными телефонами и смартфонами в школе, то дискуссии между взрослыми людьми порой заходят далеко за рамки приличия. Одни родители настаивают на запрете мобильной связи и смартфонов, так как все эти гаджеты отвлекают школьников от уроков и живого общения. Другие же, напротив, не видят в смартфонах большой опасности для развития своего ребёнка и приводят главный аргумент — постоянная связь и, соответственно, постоянный контроль детей родителями. Но их аргументы и мнение оказалось в меньшинстве.

Сетевые «платформы» для бизнеса
Сетевые «платформы» для бизнеса

Сенат Берлина предполагает осуществить целевую программу по формированию при университетах столицы офисов (иначе - сетевые «платформы») для малых и средних предприятий. Их назначение – наладить сотрудничество или интенсифицировать уже имеющиеся связи между берлинскими научными кругами и представителями МСП.  

Миграция без границ: берлинская «жаркая» неделя на раздумья…
Миграция без границ: берлинская «жаркая» неделя на раздумья…

С 20 по 25 августа 2018 года в Берлине проходит неделя "No Borders Integration", посвящённая обмену опытом в области интеграции мигрантов и беженцев. Это трёхсторонний проект между Германией, Россией и Францией. Он организован Mediaost GmbH (Берлин) и Destination Est (Париж) при консультативной поддержке Центра «Такие же дети» (Москва). Проект реализуется при поддержке Министерства иностранных дел ФРГ в рамках программы «Восточное партнёрство и Россия». 

Секретные материалы: выпускные экзамены под угрозой
Секретные материалы: выпускные экзамены под угрозой

Самая засекреченная профессия на этой неделе в Берлине – директор школы. Именно директорам берлинских школ пришлось вчера пополудни в обстановке строжайшей конфиденциальности загрузить на сервер подготовки к выпускным экзаменам новые задания. Сегодня берлинские абитуриенты должны сдавать письменный экзамен по математике. Задания к нему уже распечатаны и хранятся в заклеенных конвертах. Только некоторые из них, возможно, потеряли свой гриф секретности. Содержание конвертов придется менять сегодня прямо на экзамене. Причина тому – взлом сейфа с экзаменационными заданиями в одной из гимназий Штутгарта три недели назад.

Бесплатные университеты Германии

Все университеты Германии стали бесплатными с этого учебного года. Нижняя Саксония, последняя область Германии, в которой взималась плата за обучение, отменила платное образование. «Платное образование — это социальная несправедливость», — сообщила журналистам Дороти Стапелфелдт, сенатор Гамбурга по вопросам науки. — «Наибольшее влияние они оказывают на тех подростков, родители и родственники которых не имеют высшего образования… Обеспечение бесплатного качественного образования для молодых людей и девушек Германии — это одна из важнейших задач для политиков страны», передает infokava.com.

Немецкие школьники разучились писать от руки

79% педагогов немецких школ считают, что почерк учеников за последние годы ухудшился. Также по данным опроса, проведенного Объединением учителей в Германии, 83% учителей уверены, что нынешние дети поступают в школы с худшими предпосылками для развития навыков рукописного письма, чем раньше. По информации DW, каждый второй мальчик и каждая третья девочка испытывают проблемы при письме. Йозеф Краус, председатель объединения учителей в Германии, призвал министерства культуры федеральных земель, в чьей компетенции находятся вопросы образования, обратить больше внимание проблематике рукописного письма в школе. «Развитие крупной и мелкой моторики надо начинать уже в детских садах», — отметил он. По мнению Крауса, ухудшение навыков письма – это следствие школьной политики в целом, «в рамках которой все меньше внимания уделяется письменной речи и развитию речи вообще». В качестве примера Йозеф Краус отметил сокращение предусмотренного учебными планами словарного запаса, работу с фотокопиями и тестами множественного выбора. Источник: regions.ru

Учебный год начался – первые итоги
Учебный год начался – первые итоги

В школах Германии наступил 2020 – 2021 учебный год. Разумеется, угроза распространения COVID 19 и ограничительные меры в связи с этим поставили перед школьными учреждениями и образовательной системой в целом множество острых вопросов. 

8-летнюю девочку заставляют учиться в школе

Родителям 8-летней девочки пришел приказ от немецких чиновников отправить их дочь в школу города Гёрлица. Дело в том, что семья живет в Згожелеце, на границе Польши и Германии, одновременно и на польской и на немецкой стороне пограничного района. Так получилось, что мать девочки работает в Польше, а отец - в Германии. Но немецкие чиновники решили насильственно решить за родителей, в какой стране ребенок должен получать начальное образование. По мнению родителей, их пограничная жизнь никак не должна влиять на выбор школы. Поэтому решение немецких чиновников они будут оспаривать в суде. «Мы хотим, чтобы наша дочь обучалась в Польше, потому что для неё и для нас это намного удобнее, – говорит Яна Ванополус, мама девочки, – у нас тут родственники, друзья, коллеги. К тому же, наш ребенок совершенно не говорит по-немецки». Правда, немецких чиновников совершенно не интересует мнение родителей. Они не обратили внимание на все документы, которые предоставила им польская школа о зачислении и обучении ребенка.

Германия оплатит учебу студентам из России
Германия оплатит учебу студентам из России

19 ВУЗов Германии вошли в список зарубежных высших учебных заведений, учебу в которых студентам из России готова оплатить Германия из федерального бюджета. Конечно, на определенных условиях, передает DW. В прошлую пятницу, 20 июня, премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано постановление, которое касается поддержки российских студентов самостоятельно поступивших в зарубежные ВУЗы. По информации издания «Известия», программа называется «Глобальное образование». Она дает возможность каждому желающему поступить в учебное заведение и претендовать на финансовую поддержку за государственный счет. Правда, здесь существует несколько условий. У претендента уже должна быть степень бакалавра. Кроме этого, студент будет обязан «отработать» потраченные на него деньги, устроившись после окончания обучения в российскую компанию сроком на три года. Студент облагается штрафом в размере трехкратной суммы, которая на него была потрачена, если условия договора будут нарушены. Программа «Глобальное образование» рассчитана на 2014-2916 годы. За это время планируется обучить около 1,500 граждан России. Общий объем инвестиций составит почти четыре с половиной миллиарда рублей в течение трех лет.

Федеральные земли экономят на ВУЗах?

Больше всего экономят в университетах в федеральных землях Баден-Вюртемберг, Берлин, Саксония-Анхальт и Тюрингия. Так, с 2000 по 2011 год ни одна другая федеральная земля не понижала свои расходы на одного студента в такой степени, как Саксония-Анхальт, где финансирование на одного студента уменьшилось почти на четверть. По данным статистики, 12 из 16 федеральных земель потратили на одного студента в 2011 году меньше денег, чем одиннадцать лет назад, передает интернет портал rusverlag.de. Таковы результаты исследования, проведенного Институтом по исследованию экономики образования и социальной экономики (Forschungsinstitut für Bildungs- und Sozialökonomie (Fibs)) для фонда Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung).При этом федерация и федеральные земли с 2000 года увеличили общую сумму расходов на высшее образование. Правда, денег все равно недостаточно, чтобы обеспечить увеличение количества студентов в последние годы. Для сравнения, в 2000 году в Германии было около 1,8 млн. студентов, в 2011 году их стало уже 2,4 млн. Отсюда и снижение финансирование на каждого студента в отдельности. Там, где общие расходы остались неизменными, на одного студента они снизились на треть.

Познать «дзен» на университетской скамье
Познать «дзен» на университетской скамье

Оказывается, в немецком ВУЗе можно изучать духовность: ее воздействие на личность, образ жизни и общество. А по окончанию можно и диплом получить, вместе с рецептом личного счастья. Монастыри переорганизуются в курорты для медитации, эзотерическая литература попадает в бестселлеры. Кажется, немцы ищут внутренние ориентиры безотносительно какой-либо религии. Как показал опрос, проведенный исследователями Билефельдского университета, половина опрошенных интересуется именно духовностью, а не религией. На фоне всех этих настроений еще в 2011 году при Фрайбургском университете (Universität Freiburg) стартовала единственная в своем роде учебная программа «Духовность и пересечение культур». Кстати, большинство студентов уже вышли из студенческого возраста, им здесь хорошо за 30.

Лучшие немецкие школы – в Саксонии

Согласно данным исследования «Мониторинг образования 2014», самые лучшие школы во всей Германии находятся в Саксонии. А вот столице Германии необходимо основательно подтянуться, чтобы соответствовать уровню. Рейтинг составил Кельнский Институт экономических исследований. В первой пятерке по качеству школьного образования оказались Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Гамбург. В самом конце списка - Бранденбург, Северный Рейн-Вестфалия и Берлин. Справедливости ради надо отметить, что замыкающие список оказались так «низко» по разным причинам. Например, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия в классах оказалось слишком много учеников, передает интернет-портал rusverlag.de. Также исследователи отметили бедную школьную инфраструктуру и недостатки в учебном процессе. В федеральной земле Бранденбург плохо ведется работа по интеграции детей. А в Берлине учащиеся проводят слишком много школьного времени впустую. Правда, школы столицы Германии лидируют в области исследовательской работы, а Северный Рейн-Вестфалия возглавляет страну — в интеграции. «Высшим приоритетом системы образования должно быть то, что она приносит пользу всем», — поделился своим мнением инициатор исследования Хубертус Пелленгер. «Саксония имеет отличную школьную инфраструктуру. Здесь успешно избегают образовательных недостатков, а количество высококачественных школ впечатляет», — говорится в отчете.

«Поведение» может стать школьным предметом

Звучит немного сюрреалистично, но трое из четырех граждан Германии (75%, согласно последнему опросу) считают, что «поведение» необходимо ввести в список обязательных школьных предметов. 51% опрошенных уверены, что курсы поведения в школах должны быть обязательными, 24% респондентов менее категоричны: по их мнению, такой предмет мог бы стать свободным для посещения. Кстати, «поведение» немцам милее, чем такие предметы, как «Экономика» (48%), «Валеология» (общая теория здоровья, 42%), «Профилактика наркомании» (39%) или «Компьютерное программирование» (35%). Опрос был проведен институтом YouGov. Более половины респондентов считают, что школьники учат «слишком много бесполезных вещей». Правда, эти же люди считают, что в немецкие школы надо ввести каллиграфию, по выбору (37%) или даже в обязательную программу (17%). Так что кто знает, сколько еще «бесполезных вещей» будут учить школьники в будущем, если ориентироваться на результаты социологического опроса.